Полевые заметки

15.12.2011 /14:22/

Реклама – как творчество, реклама – как бизнес…


Можно по разному относиться к такому явлению, как реклама, но в то же время все понимают, что без нее тоже нельзя. Другой вопрос – какая, эта самая реклама, и какие чувства она пробуждает, каким образом она влияет на нашу психику? Иногда мы становимся не только потребителями рекламы, а и строгими ее критиками. Часто ужасаясь, а иногда и восторгаясь, мы спрашиваем – кто это все придумал?
Наша редакция журнала хотела бы вас познакомить с теми, кто создает рекламу в самой ее идее, кто создает образ рекламирующейся компании или товаров и услуг. Это люди, остающиеся за кадром того, что сами создают. Нашими собеседниками являются руководители и владельцы Агентства Рекламных Стратегий "ГЕНШТАБ" Сергей Сарычев и Олег Говрас.

Журналист: Вы являетесь основателями студии дизайна и рекламы "SOLASS", которая вот уже восьмой год успешно работает в соответествующей сфере. Не является ли агентство ГЕНШТАБ своего рода клоном студии, базовыми услугами которого по прежнему останется дизайн?
Сергей: Именно потому, что дизайнеры должны заниматься дизайном, а рекламой - рекламисты, мы и решили несколько разделить эти сферы. Хотя эти две торговые марки и принадлежат  практически одним и тем же людям, и студия SOLASS выполняет подрядные работы по дизайну для агентства ГЕНШТАБ, все-таки стоит разделять эти предприятия по их предназначению да и форме организации. Все услуги по рекламе, брендингу, маркетингу, проведению рекламных кампаний возложены теперь полностью на ГЕНШТАБ. А для студии сфера дизайна настолько разнообразна и перспективна, что она вполне самостоятельно сможет развиваться сугубо в дизайнерских направлениях.
Олег: Я, как директор студии SOLASS, могу со всей ответственностью заявить, что мы стремимся развиваться и повышать свой профессиональный уровень в следующих дизайнерских услугах:
- Разработка дизайна торговых марок и фирменного стиля компаний;
- Разработка дизайна любых печатных продуктов – от листовок до элитных каталогов, как рекламной, так и представительской полиграфии;
- Разработка упаковки, этикетки, внешнего вида и формы продукта;
- Разработка наружной рекламы и фасадного оформления зданий;
- Дизайн интерьера, элементов интерьера и оригинальных конструкций;
- Разработка дизайна и регистрация промышленных образцов;
- Разработка и создание WEB-сайтов любой сложности;
- Разработка, создание и тиражирование мультимедийных продуктов – CD-презентации, ТВ-ролики и т.д.
Сергей: Что же касается рекламы, то самое главное для хорошей рекламы, это идея, на которой все строится, и ее будет разрабатывать АРС ГЕНШТАБ. Мы создаем идею, вокруг которой все закручивается: и стиль рекламной кампании, и визуальный образ рекламного послания, и текст со слоганом, и все необходимые для продвижения рекламные материалы. Здесь же в агентстве Заказчику предложат изготовление рекламной продукции или размещение рекламы в СМИ. Однако, мы подберем самый оптимальный вариант рекламных действий, соответствующий в первую очередь потребностям клиента, а во вторую его возможностям. 

Журналист: То есть, по сути, вы и даете тот комплекс услуг, который заказчику необходим?
Сергей: Более того, мы увязываем воедино все элементы рекламной кампании, с нами предприятие обретает более ясный и четкий образ. Мы можем, к примеру, отговорить заказчика от создания того или иного рекламного продукта, так как считаем это бессмысленным или не целесообразным. И хотя мы теряем какую-то копейку, но клиент не тратится зря, а значит - будет доверять.
Олег: А доверие очень много значит в нашей деятельности. Новый заказчик, приходящий к нам, часто переживает, сомневается, что ему кто-то может помочь, потому что, предлагаемые ему кем-то решения «никуда не годные». Часто, в первой же беседе, нам приходиться ломать стереотипы заказчика, находить истинную мотивацию, предлагать совершенно новый подход и новые решения. Вы же знаете, что у многих, бизнес продвигается интуитивно или методом проб и ошибок, поэтому заказчик, часто сам не знает, что ему нужно или как поступить. К примеру, предлагаемый нами для заполнения заказчиком Бриф (техническое задание) вызывает у него глубокую задумчивость. Многие наши фирмы не знают: какие цели у них стоят, что они хотят от рынка, какой у них потребитель и кто для них конкурент. Так вот, прежде чем предлагать, надо попытаться выяснить – что нужно клиенту. И уж задача нас как профессионалов, предложить и доказать только правильные решения.
Журналист: Так от кого все-таки зависит то, что видим мы с экранов телевизоров, или в журналах? Почему некоторые рекламные продукты оскорбляют наше достоинство и вкус, или больше того – очень сильно раздражают?
Олег: Кто-то в рассуждениях об эффективности рекламы заметил, что если людей реклама раздражает или задевает не совсем хорошие чувства, то она все равно достигла своей цели – быть услышанной или быть эффективной. Прокомментировать данное высказывание можно и с профессиональной точки зрения и с чисто человеческой. Как для информированности населения о неком эксклюзивном товаре или услуге, которые производятся только кем-то одним и продаются только в одном месте, и, зная, что спрос на товар будет всегда, возможно и можно привлечь внимание любым образом, даже негативным. Однако, если рекламирующаяся компания планирует на рынке долго и серьезно конкурировать с рядом аналогичных, то тут просто нельзя игнорировать человеческие чувства. Негатив – есть негатив, он откладывается и накапливается, и в последствии – трудно выводим. И может быть, стоя перед выбором марки стирального порошка, вы и вспомните в первую очередь рекламу, которая вас задела, но возьмете то, реклама чего вызвала у вас больше доверия и положительных чувств.
Сергей: А качество и достоинства рекламного продукта зависят, большей степенью, от специалистов-исполнителей – рекламистов, дизайнеров, операторов, режиссеров и т.д. Именно они должны предложить клиенту, если не единственно верное, но точно уж, правильное или на крайний случай, оптимальное решение. Да, заказчик диктует свои условия, иногда не совсем нормальные требования и пожелания, да и решение по окончательному утверждению того или иного макета, ролика или сюжета принимает он же. Однако настоящий профессионал должен: или доказать – защитить свое предложение или отказаться от работы, которая может навредить и заказчику и своей репутации как профессионала.
Журналист: Насколько я знаю, услуги студии дизайна SOLASS недешевые, а какого уровня цены у АРС ГЕНШТАБ? Разумеется, больше всего инетересует стоимость не производственных услуг, а именно, творческих и идейных разработок. Еще пока существуют агентства, которые за разработки дизайна или концепта денег не берут. Почему же заказчик должен идти к вам?
Сергей: Вот Вы правильно заметили про уровень и про некоторые виды в некоторых агентствах. Как Вы думаете: какие именно услуги бесплатны, например, в агентстве по наружной рекламе?
Журналист: Ну, скорее всего, дизайн вывесок и других конструкций…
Сергей: Совершенно верно! Агентство говорит: приходите к нам – мы вам сделаем вывеску, а дизайн этой самой вывески разработают наши дизайнеры бесплатно… Типографии призывают своих клиентов аналогично: "Напечатаем не дорого, а дизайн вообще бесплатно..." Но позвольте, не надо быть экономистом, чтобы понимать, что люди бесплатно не работают, и откуда-то надо взять деньги на оплату труда дизайнера. Это во-первых. А во-вторых, как вы думаете, насколько дизайн той же вывески или печатного каталога будут соответствовать интересам заказчика и насколько – интересам изготовителей, которые, уж поверьте, захотят и на материалах заработать и дизайнерскую зарплату учесть…?
Олег: И это только вопрос затрат и доходов. А вот вопрос уровня профессионализма и качества услуг, вещь может и субъективная, но вполне, даже, анализируемая. Вот на данный момент, большинство агентств работает по принципу, чем больше, тем лучше и кто из них может позволить себе провозиться месяц-два с концептом бренда, дизайном торговой марки или упаковки, к примеру, духов? Сколько должны стоить подобные услуги, и могут ли они быть бесплатными как у некоторых агентств? Если они вообще, знают о чем речь... Может и здорово было бы, если бы мы в парикмахерской,  к примеру, платили только за стоимость используемых средств производства и материалов, но ведь нас волнует качество самой услуги, а именно то, как мы выглядим. Так же и в рекламных услугах, хотите чтобы ваша реклама была продумана, эффективна, не слишком затратна и т.д., значит надо уделить значительное внимание на ее разработку, а не хвататься за первые-встречные  предложения по дешевому изготовлению или размещению рекламы... 
Вопрос к заказчикам рекламных и дизайнерских услуг и продуктов: как часто исполнители, прежде, чем приступить к выполнению вашего заказа, интересуются целями и задачами, которые вы ставите перед своей компанией, историей вашего предприятия, финансовыми, этическими, юридическими и пр. аспектами разработки, волнует ли их ваша стратегия продвижения. Могут ли ваши исполнители заставить вас отказаться от первоначальных требований или идеи, предложив взамен нечто более подходящее или интересное. Вам хоть иногда, говорят слово «нет», отвечая на ваши некоторые идеи или предложения сделать так-то? Как вы думаете, это потому что вы всегда абсолютно правы и профессионально разбираетесь в дизайне или рекламе? Или потому, что вашему исполнителю все равно и его единственная цель – угодить вам и взять за это деньги?
Если у вас такие отношения с исполнителем, то либо вы оба гениальные личности, либо не мечтайте о достойной, красивой, интересной, нестандартной и эффективной рекламе.
Журналист: А вы говорите иногда «нет», претендуя на гениальность или абсолютную уверенность в своей правоте?
Сергей: Нет, мы не претендуем на гениальность, во всяком случае – исключительную! Если серьезно, то все просто. У нас нет собственных производств, которые бы старались загрузить любой ценой, навязывая любому клиенту лишние расходы. Наш единственный хлеб – это интеллектуальный продукт (идеи, организация, визуализация, контроль за изготовлением и размещением рекламы и т.п.). Мы с этого живем, мы об этом заботимся, мы это развиваем и, мы в этом совершенствуемся. Мы просто не можем себе позволить пойти на поводу у заказчика, если осознаем что эти действия могут навредить или не помочь заказчику и испортить репутацию нам. Мы не только разрабатываем концепты и создаем рекламу, мы ищем смысл, мы создаем главную идею. И так как мы сами не занимаемся изготовлением и не лоббируем интересы изготовителей, то руководствуемся, исключительно, интересами заказчика в качественных и эффективных рекламных продуктах в рамках его финансовых возможностей. По нашим работам можно понять наш творческий стиль и способности. В общении и сотрудничестве можно узнать наш подход и возможности.
Журналист: К сожалению, газетные полосы весьма ограничены. Большое вам спасибо за интересный и содержательный разговор. Хотелось бы вам что-то пожелать. Что бы Вы пожелали себе сами?
Сергей: Интересных нам и успешных для клиентов, проектов!
Олег: Еще хочется, чтобы клиенты, приходящие к нам, не суетились и больше доверяли нашему профессиональному опыту. Поверьте, всегда можно найти нужное решение!

Другая информация
07.06.11  ПАМЯТЬ В ПСИХОЛОГИИ РЕКЛАМЫ

05.06.11  РЕАКЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЕКЛАМУ

05.06.11  ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

02.06.11  ИНФОРМАЦИЯ - ПОТРЕБИТЕЛЬ

21.04.11  ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМНОЙ СТРАТЕГИИ



Вернуться к списку